Работа с фигурами в Photoshop CC





Введение. 6 инструментов (Shapes Tools).

Shapes Tool
Shapes Tools

Графический редактор Photoshop CC содержит инструменты для работы со следующими предопределёнными фигурами (Shapes):

 

1. Прямоугольник (Rectangle Tool);
2. Прямоугольник с закругленными краями (Rounded Rectangle Tool);
3. Эллипс (Ellipse Tool);
4. Многоугольник (Polygon Tool);
5. Линия (Line Tool);
6. Произвольная фигура (Custom Shape Tool).
Инструменты позволяют для каждой фигуры выполнять следующие операции: выбирать цвет заливки и обводки, изменять внешний вид обводки, редактировать фигуры за счет полезных свойств слоев-фигур, …

Программа Photoshop, в основном, используется для обработки пиксельных изображений.

Adobe Illustrator намного шире, чем программа Photoshop.


Инструменты Shapes Tools, редактора Photoshop, позволяют добавлять простые векторные изображения, на рисунки и чертежи.
Все инструменты Shapes Tools, расположены в одном месте на панели инструментов. По умолчанию, виден инструмент, Rectangle Tool (Прямоугольник), но, если по иконке инструмента кликнуть правой кнопкой мышки, или удерживать нажатой левую кнопку мышки, то на экране появится выпадающее меню, с перечнем шести инструментов, из которых можно выбрать нужный.

К началу страницы

Векторные фигуры, контуры и пиксельные формы

Перед началом рисования фигуры, необходимо указать, какой из трёх типов фигур предполагается нарисовать: Shape (Векторную фигуру), Path (Контур) или Pixels (Пиксельную форму). В отличие от пиксельных форм, векторные фигуры легко изменяемы, масштабируемы и не зависят от разрешения. Это означает, что векторные фигуры можно редактировать, изменять их размеры без потери качества изображения. При последующей печати, края векторных фигур остаются четкими и заостренными.
Для того, чтобы нарисовать векторные фигуры, а не контуры или пиксельные формы, нужно выбрать параметр Shape (Фигура), на панели настроек, одного из инструментов группы Shapes Tools, в верхней части экрана. И далее, речь будет идти, именно, о векторных фигурах.

Настройки рисования векторных фигур (Shape)

Заполнение фигуры цветом. 4 способа заливки фигуры

Имеется четыре способа заливки фигуры:
1. No Color (Нет цвета – с красной диагональной полосой);
2. Solid Color (Заливка одним цветом);
3. Gradient (Градиент – переход между цетами);
4. Pattern (Узор).

Fill Color
Fill Color

Для выбора способа и цвета заливки фигуры, нужно воспользоваться инструментом Fill (Заливка), расположенным на панели настроек. Кликнем на значке образца цвета заливки, (по умолчанию – это значок с красной диагональной полосой No Color). Откроется диалоговое окно, где будет предложено выбрать один из четырех способов заливки фигуры:  No Color (Нет цвета), Solid Color (Заливка одним цветом), Gradient (Градиент) или Pattern (Узор). Остановимся немного подробнее на каждом из четырёх способов.

No Color

Если выбрать способ заливки No Color,  фигура никаким цветом не заполняется. У фигуры будет лишь контур. Контур можно увидеть только в редакторе Photoshop. Если  распечатать документ или сохранять его в форматах JPEG или PNG, то контур исчезнет. Чтобы сделать контур видимым, нужно добавить к нему обводку.

Solid Color

Если нужно заполнить фигуру каким-то одним цветом, то выберем параметр Solid Color (Чистый цвет), кликнув левой кнопкой.
После выбора параметра Solid Color, нужно выбрать цвет для заливки фигуры, кликнув по одному из образцов цвета. Цвета, которые недавно использовались, заносятся в палитру Recently Used Colors (Недавно использованные цвета),  расположенную над основными образцами.

Color Picker

Если нет требуемого цвета, нужно кликнуть на кнопке Color Picker, расположенную справа, в ряду кнопок с параметрами. Открывается большая палитра цветов (Color Palette):

Color Palette

После выбора нужного цвета, нужно нажать кнопку ОК. Палитра  закроется, а фигура зальётся выбранным цветом.
Если выбрать параметр заливки Gradient (Градиент), фигура заполнится так называемой градиентной заливкой. Ниже, пример градиентной заливки фигуры:

Fill Gradient

Градиент можно выбрать, кликнув по одной из миниатюр с образцами градиента. Можно создать собственный градиент, с помощью опций, расположенных под миниатюрами градиентов.

Pattern

Для того, чтобы залить фигуру как-то замысловато, нужно выбрать параметр Pattern (Узор). После выбора параметра Pattern, открывается набор миниатюр с предопределёнными узорами. Кликнув по одной из них, выберем готовый узор.

Pattern

Первоначально в программе представлено не так много узоров, но можно загрузить дополнительные узоры из Интернета или создать самостоятельно.

К началу страницы

Добавление к фигуре Обводки (Stroke)

Обводка (Stroke)

По умолчанию, графический редактор Photoshop CC, не добавляет обводки по краям фигуры. Для добавления обводки фигуры, служит инструмент Stroke (Обводка).
Имеется четыре способа задать цвет обводки фигуры:
1. No Color (Нет цвета – с красной диагональной полосой);
2. Solid Color (Заливка одним цветом);
3. Gradient (Градиент – переход между цетами);
4. Pattern (Узор).

4 параметра цвета обводки

В верхней части окна, находятся четыре значка No Color (Нет цвета – с красной диагональной полосой), Solid Color (Заливка одним цветом), Gradient (Градиент – переход между цетами), Pattern (Узор).  По умолчанию, выбран параметр No Color.
Техника использования четырех инструментов задания цвета обводки Stroke (Обводка), и инструмента Fill (Заливка), практически не отличаются друг от друга.

Параметр Width

Обводка – это рамка вокруг фигуры и она имеет толщину. Для изменения толщины обводки служит, параметр Width (Ширина), расположенный справа от образца цвета обводки, на панели настроек. Толщина задаётся в пикселях. Для изменения ширины можно: либо ввести нужное значение в окно ввода данных и после ввода нажать Ente,r  для подтверждения данных, либо, кликнуть по маленькой стрелке справа от значения и переместить бегунок, как показано на рисунке.
Для того, чтобы края фигуры оставались острыми и четкими, можно воспользоваться опцией Align Edges (Выровнять края).  Если включить опцию, т.е. выставить галочку, то редактор PhotoshopCC, будет выравнивать края фигуры по пиксельной сетке, в результате чего, они и будут оставаться острыми и четкими.
Совет: для того чтобы опция Align Edges (Выровнять края) работала, необходимо, чтобы ширина обводки была в пикселях (px), а не в пунктах (pt).
По умолчанию, обводка – это непрерывная линия. Но имеется инструмент Stroke Options (Задать тип штриха фигуры), позволяющий изменить тип обводки. Если кликнуть  на кнопку Stroke Options , то откроется диалоговое окно Stroke Options, в котором можно изменить внешний вид обводки с непрерывной линии на штриховую (пунктирную) или на цепочку точек. Рамка, в виде непрерывной линии, пунктиров или точек, сохраняет назначенную толщину. Так же, инструмент позволяет:
– выбрать тип выравнивания для обводки, при помощи параметра Align (Выровнять). Обводка (рамка), может быть размещена внутри контура, снаружи контура или заключать контур фигуры посередине.
– сделать концы линий обводки, при помощи параметра Caps (Концы) округлыми, квадратными или утолщенными.
– сделать места соединения линий в обводке, при помощи параметра Corners (Углы): острыми, закругленными или скошенными.

При нажатии кнопки More Options (Другие параметры), расположенной в нижней части диалогового окна, откроется дополнительное окно, в котором можно установить конкретные значения для штрихов и пробелов пунктирной линии, и сохранить настройки.

Предварительное определение размеров фигуры

Можно задать размеры фигуры до того, как она будет нарисована.
Для этого, нужно выбрать нужный инструмент группы, Shapes (Фигуры).
Например, выберем,  Rounded Rectangle (Прямоугольник с закруглёнными краями).  Если кликнуть левой кнопкой мышки, в любом месте внутри документа (полотна), то откроется диалоговое окно, в котором можно заранее ввести нужные значения высоты и ширины. После нажатия кнопки ОК, диалоговое окно закроется, и автоматически будет нарисована фигуру указанных размеров.

Рисование фигуры от центра

Если нажать и удерживать клавишу Alt, по мере перемещения курсора, то вы нарисуете фигуру от центра, а не от угла. Этот прием работает со всеми инструментами группы Shapes (Фигура).
Важно знать: 1. Сначала нужно начать рисовать фигуру и только потом нажимать клавишу Alt.
2. Необходимо отпускать первой кнопку мыши и только потом, нажатую клавишу Alt.

Опции инструментов группы Shapes (Фигуры)

В панели настроек, ближе к правому краю, располагается кнопка со значком шестерни (Set additional shape and path options). Если кликнуть на эту кнопку, то откроется диалоговое окно с дополнительными настройками, для того инструмента группы Shapes (Фигуры), который в данный момент выбран.
Для примера, выберем Rectangle Tool (Прямоугольник) и нажмём на значок шестерни. В результате откроется окно Path Options, позволяющее задать дополнительные опции для инструмента Rectangle Tool (Прямоугольник) такие, как:
Unconstrained (Произвольно). Параметр позволяет рисовать фигуры любого размера и с любым соотношением сторон. Отметим, что все инструменты группы Shapes (Фигуры) работают, по умолчанию, подобным образом. Поэтому нет необходимости специально выбирать данный параметр (он уже выбран).
Square (Квадрат). Параметр позволяет рисовать квадраты с помощью инструмента Rectangle Tool (Прямоугольник), но это можно сделать, если нажать и удерживать клавишу Shift ,по мере перемещения курсора.
From Center (От центра). Параметр отвечает за рисование фигуры от центра, но это можно сделать, если нажать и удерживать клавишу Alt.
Fixed Size (Заданный размер).
Proportional (Задать пропорции).
Если выбрать параметры Fixed Size (Заданный размер) или Proportional (Задать пропорции) и ввести значения ширины и высоты, то данные значения, также повлияют и на следующую фигуру, которая будет нарисована, а не только на ту, которая уже нарисована. Поэтому, после рисования фигуры, необходимо  вновь выбрать параметр Unconstrained (Произвольно).

К началу страницы

Слои (Layers)

В процессе рисования векторной фигуры, редактор создаёт новый слой Shape layer (Слой-фигура). В панели слоев (layer), если создать первый прямоугольник, увидим Rectangle 1. Название слоя будет зависеть от того, какой инструмент был использован. Если рисовать овал, т.е. использовать  инструмент Ellipse Tool (Эллипс), то слой будет называться Ellipse с номером. Каждая новая векторная фигура, размещается на отдельном слое.
Визуально, слои-фигуры имеют маленький значок фигуры в правой части миниатюры слоя. Отличие слоя-фигуры от пиксельного слоя, состоит в том, что слой-фигура остаётся редактируемыми. Можно  менять цвет заливки и обводки для фигуры, даже после того, как фигура нарисована. Можно изменить ширину обводки и поработать с другими параметрами.

К началу страницы

Рисуем векторные фигуры при помощи инструмента Rectangle Tool.

Используя рассмотренные выше  инструменты группы Shapes Tools, посмотрим, как рисовать векторные фигуры. Начнем с первого инструмента группы – Rectangle Tool (Прямоугольник).

Rectangle Tool Прямоугольник)

Инструмент Rectangle Tool (Прямоугольник), позволяет рисовать простые четырехугольные фигуры. Чтобы нарисовать фигуру, нужно кликнуть кнопкой мыши в окне документа, для определения начальной точки фигуры. Затем, удерживая кнопку мыши нажатой, протянуть курсор мыши по диагонали, чтобы закончить рисовать фигуру. По мере перемещения курсора, будет виден тонкий контур будущей фигуры. После того,как кнопка мыши будет отпущена,  фигура заполнится выбранным цветом.  В панели настроек, появятся  текущие размеры прямоуголника: W: (ширина) и H: (высота) в пикселях.
Можно ввести численные значения вручную, если требуется изменить размер фигуры. Причем, можно соблюдать пропорции между высотой и шириной, а можно не соблюдать.
Если, при изменении высоты или ширины фигуры, пропорции должны остаться неизменными, то нужно, предварительно кликнуть по значку цепочки, расположенному между значениями ширины (W:) и высоты (H:). В этом случае, при изменении, например ширины, будет автоматически изменяться высота.

Как нарисовать квадрат

Для того, чтобы нарисовать квадрат, установите курсор в окне документа и начните его протягивать, рисуя прямоугольную фигуру. Как только вы начали это делать, нажмите клавишу Shift и продолжайте ее удерживать нажатой, по мере перемещения курсора. Нажатие клавиши Shift преобразует фигуру в квадрат.
Клавишу Shift, нужно нажать после начала перемещения курсора. А отпустить клавишу Shift нужно в последнюю очередь, иначе квадрат не нарисуется.
Комбинация клавиш Shift+Alt  позволяет нарисовать квадрат от центра.

К началу страницы

Rounded Rectangle Tool (Прямоугольник с закругленными углами)

Инструмент Rounded Rectangle Tool (Прямоугольник с закругленными углами) очень похож на инструмент Rectangle Tool (Прямоугольник), за исключением того, что он позволяет нам рисовать прямоугольники с закругленными углами и, соответственно, регулировать степень закругления углов, используя параметр Radius (Радиус), на панели настроек. Чем большее значение радиуса, тем круглее становятся углы. Значение радиуса задаётся в пикселях, и его необходимо устанавливать до начала рисования фигуры. Для примера, зададим радиус равным 50 px.

После установки значения радиуса, рисование прямоугольника с закругленными углами, похоже на рисование обычного прямоугольника.
Сначала, нужно кликнуть кнопкой мыши в окне документа, для определения начальной точки фигуры и затем, удерживая кнопку мыши нажатой, протянуть курсор по диагонали, до нижнего, правого угла фигуры. По мере перемещения курсора, редактор будет отображать тонкий контур фигуры. После того, как кнопка мышки будет отпущена, Photoshop закончит рисовать фигуру и заполнит ее цветом. Как было отмечено, чем больше значение радиуса, тем более круглыми получаются углы.
Предварительный просмотр степени закругления углов, в редакторе не предусмотрено.
Если закругление углов прямоугольника необходимо изменить, то фигуру нужно нарисовать вновь, удалив уже нарисованную. Удалить можно, отменив действие, то есть выбрав в раздел меню Edit (Редактирование), пункт Undo Rounded Rectangle (Отменить: Инструмент “Прямоугольник с закругленными углами”) или нажать сочетание клавиш Ctrl+Z .
Для того, чтобы нарисовать квадрат с закругленными углами, нужно начать рисование фигуры, а затем нажать и удерживать нажатой клавишу Shift. Отпустить клавишу Shift следует после того, как будет отпущена клавиша мышки.
Чтобы нарисовать фигуру от центра, а не от угла, начните рисовать фигуру, а затем нажмите и удержите в нажатом состоянии, клавишу Alt.  А совместное нажатие клавиш Shift+Alt, позволит нарисовать квадрат от центра. Клавиши необходимо отпустить после того, как  будет отпущена кнопка мышки.

К началу страницы

Ellipse Tool (Эллипс)

Инструмент Ellipse Tool (Эллипс) предназначен для рисования эллипсов и кругов.
Выберем инструмент Ellipse Tool (Эллипс). Кликнем кнопкой мышки в окне документа (полотне), для определения начальной точки фигуры и затем, удерживая кнопку мышки нажатой, протянем курсор по диагонали до нижнего, правого угла фигуры. Как только отпустим кнопку мышки, закончится рисование фигуру и она  заполнится цветом.
Зажатая клавиша Shift, позволит нарисовать круг с помощью инструмента Ellipse Tool (Эллипс). А зажатая клавиша Alt позволит  нарисовать эллипс от центра. Одновременно зажатые клавиши Shift+Alt позволят нарисовать круг от центра.
Важно помнить, что отпускать клавиши, нужно только после того, как будет отпущена кнопка мышки.

Polygon Tool (Многоугольник)

Инструмент Polygon Tool (Многоугольник), позволяет нарисовать многоугольники с любым числом сторон, и даже звезды. Для того, чтобы нарисовать фигуру с помощью инструмента Polygon Tool (Многоугольник), необходимо предварительно определить число сторон в окне параметра Sides (Стороны), расположенного на панели настроек. По умолчанию, количество сторон равно пяти. Можно ввести любое число от 3 до 100.
Введём, для примера, число сторон равное 6-ти. Установим курсор в окне документа и начнём курсор протягивать для рисования многоугольной фигуры. Редактор Photoshop всегда рисует многоугольные фигуры от центра. Нельзя изменить количество сторон после того, как нарисовали фигуру. Если количество сторон многоугольника необходимо изменить, то фигуру нужно нарисовать вновь, удалив уже нарисованную.
Удалить фигуру можно, отменив действие, то есть выбрав в разделе меню Edit (Редактирование), пункт Undo Polygon Tool (Отменить: Инструмент “Многоугольник”) или нажать сочетание клавиш Ctrl+Z.

Рисование звезд с помощью инструмента Polygon Tool (Многоугольник)

Для того, чтобы нарисовать с помощью инструмента Polygon Tool (Многоугольник) звезду, нужно кликнуть по иконке шестерни на панели настроек, и выбрать параметр Star (Звезда). После этого, установим курсор в окне документа и начнём курсор протягивать, для рисования многоугольной фигуры (звезды). Параметр Sides, на панели настроек равен пяти, что определяет число вершин звезды.
Можно нарисовать фигуру, похожую на взорвавшуюся звезду, если увеличить остроту лучей звезды с помощью параметра, Indent Sides By (Глубина лучей). По умолчанию, значение этого параметра равно 50%. Увеличим значение до 90%. В итоге, получим остроконечную звезду.

По умолчанию, вершины звезд имеют острые углы, но углы можно скруглить, выбрав параметр, Smooth Corners (Сгладить внешние углы). Параметр Smooth Corners, смягчает угловатость звезд
Можно, также скруглить углы у оснований лучей звезды, выбрав параметр Smooth Indents (Сгладить внутренние углы).

К началу страницы

Line Tool (Линия)

Инструмент Line Tool (Линия), позволяет рисовать простые прямые линии и стрелки.
Для того, чтобы нарисовать прямую линию, необходимо, предварительно определить её толщину в пикселях, в окне параметра Weight (Толщина), расположенного на панели настроек. По умолчанию, значение толщины равно 1 пикселю.
Зададим толщину линии равной 10. Для того, чтобы линию нарисовать, кликнем в окне документа и протянем курсор. Если  нажать и удерживать нажатой клавишу Shift, то будет проще нарисовать горизонтальную или вертикальную линию. Зажать клавишу Shift нужно после того, как начали рисовать линию, а отпустить клавишу Shift после того, как будет отпущена кнопка мышки.
Совет: Удерживайте нажатой клавишу Shift для рисования горизонтальных или вертикальных линий.

Рисование направляющих стрелок

С помощью инструмента Line Tool (Линия), можно рисовать направляющие стрелки.
Для рисования стрелок, нужно кликнуть по иконке шестерни на панели настроек, чтобы открыть опции Arrowheads (Стрелки). Выберем, в каком направлении будет указывать добавленная стрелка: Start (в начале линии), End (в конце линии) или одновременно на обоих концах. Если выбрать параметр End (в конце линии), то стрелка будет указывать в том же направлении, в котором рисуется линия.
У стрелки можно изменить параметры: Width (Ширина) и Length (Длина). Также, можно добавить стрелке изгиб с помощью параметра Concavity (Кривизна). По умолчанию, параметр кривизны равен 0%.
И вот, как теперь выглядит стрелка. Если нужно внести изменения, то придется удалить фигуру и нарисовать ее заново.
Стрелка со значением параметра Concavity (Кривизна), равным 50%

К началу страницы

Custom Shape Tool (Произвольные фигуры)

Инструмент Custom Shape Tool (Произвольные фигуры), предназначен для изображения более сложных фигур. Выберем этот инструмент в панели инструментов.
Первый шаг – выбор фигуры из набора предопределённых фигур. Этот набор можно увидеть, если правой кнопкой мышки, кликнуть в пределах окна документа (холста) или нажать кнопку Shape: в горизонтальной панели параметров.

Custom Shapes
Custom Shapes

В открывшемся окне с набором  фигур, выберем, например, фигуру Heart Card (Сердце), кликнув на миниатюре этой фигуры, левой кнопкой мышки. Второй шаг – рисование фигуры.
После выбора произвольной фигуры, кликнем мышкой в окне документа и, удерживая кнопку мыши нажатой, нарисуем фигуру. Чтобы сохранить пропорции фигуры, по мере перемещения курсора и случайно не исказить их, нужно нажать и удерживать клавишу Shift.
Для рисования фигуры от центра, можно нажать и удерживать клавишу Alt. Если, вы хотите изменить местоположение фигуры в процессе ее рисования, нажмите и удержите клавишу Space (пробел), на клавиатуре, переместите фигуру на новое место, отпустите клавишу Space (пробел) и продолжите рисовать фигуру. В процессе рисования вы будете видеть только тонкий контур будущей фигуры. Завершив рисование, отпустите кнопку мыши, редактор автоматически заполнит (Fill) фигуру цветом, который был определён заранее.
Если, необходимо изменить цвет заливки фигуры, то дважды кликнув левой кнопкой мыши по миниатюре слоя фигуры, раскроем окно палитры цветов Color Picker (Solid Color). Выберем нужный цвет заливки, в нашем примере жёлтый.

Изменение размера фигуры. Команда Free Transform “Свободное трансформирование” (F / Ctrl+T)

Векторные фигуры, позволяют изменить их размер, без потери качества изображения. Для изменения размера фигуры, нужно выбрать слой фигуры на панели слоев, а затем, нажать сочетание клавиш Ctrl+T, чтобы открыть рамку трансформации. Измените размер фигуры, потянув за любой из угловых маркеров. Нажмите и удержите клавишу Alt при перемещении маркера, чтобы изменить размер фигуры от ее центра.
Для того, чтобы повернуть фигуру, просто кликните мышкой, за пределами рамки свободной трансформации, и передвиньте курсор в нужном направлении.
По завершении изменения размера фигуры, нажмите клавишу Enter, чтобы подтвердить окончательную транформацию.

Временное скрытие отображения контура вокруг фигуры

При рисовании фигуры с использованием любого из инструментов формы, Photoshop отображает только контур, а сама фигура скрыта. Когда контур готов и мы отпускаем клавишу мыши, только тогда Photoshop завершает создание фигуры и заполняет её цветом. Проблема заключается в том, что контур так и остаётся и по прежнему окружает фигуру. Контур не будет отображён при печати и не появится при сохранении рисунка в форматах файла JPEG, PNG, и т.п., но он может серьезно мешать при работе с документом, т.к, чёрные линии, пусть и тонкие, нарушают общий рисунок в документе.
Чтобы скрыть отображение контура, нужно нажать клавишу Enter. Повторное нажатие клавиши Enter отобразит контур заново. Еще один способ скрыть контур – воспользоваться комбинацией клавиш Ctrl+H. Повторное нажатие комбинации Ctrl+H, отобразит контур в документе.

Источники

https://photoshop-master.ru/lessons/basics_a/220-kak-risovat-vektornyie-figuryi-v-photoshop-cs6.html
https://photoshop-master.ru/lessons/tools_a/instrument-proizvolnaya-figura-v-photoshop.html
https://photoshop-master.ru/lessons/basics_a/sozdanie-proizvolnyih-figur-v-photoshop.html




К началу страницы

Author: Олег Якупов

Я отношусь к той категории советских людей, которых называют "Ташкентскими русскими". Это эндемики, сохранившие в окружении инородной культуры своеобразную русскую, еще дореволюционную культуру, и прежде всего, язык. А так же впитавших в себя много хорошего из окружавшей нас по жизни восточной культуры. Еще нас называют "Совками". Но это относится не только к бывшим жителям гостеприимного Ташкента, но к жителям всего Советского Союза, сформировавшимся, как личности, во времена Советского Союза. Многих из нас судьба разбросала по всему Земному шару. Нам не хватает привычного общения. Наши дети и внуки, помимо своей воли, становятся "иностранцами". Блог – это то место, где я смогу выговориться, а если повезет, то и поговорить с людьми моего поколения. Спасибо Интернету, он предоставляет нам такую возможность.